джамаатов что-то вроде договора.Договор касался прекращения репрессий против исламистов и фактического разрешения на ношение оружия и др. Теперь, когда формальный повод для силового решения был налицо, произошло демонстративное вторжение, да и в Москве, в преддверии выборов, жесткая риторика стала более популярна, чем раньше: боевую операцию удалось начать. В условиях, когда основной сферой экономики в республике является разворовывание федеральных траншей (Дагестан примерно на 90 процентов дотируется из федерального бюджета), политическая, экономическая, криминальная и этнически-клановая верхушки слиты. Власти смогли консолидировать общество против “иноземного вторжения”: большинство дагестанцев поддержали жесткие военные меры. Чеченские командиры Басаев и Хаттаб, выставляя себя борцами за ислам, попытались использовать ситуацию для повышения собственных акций в Чечне. Здесь последние события представлены как еще одна победа над Россией. Это, конечно, хорошая мина при плохой игре, однако правительство Масхадова настолько не контролирует ситуацию, что повлиять на басаевцев просто не может. Ну а федеральные вооруженные силы сделали то, что могли: села стерли с лица земли, а боевикам не смогли воспрепятствовать уйти в Чечню. Если подходить к происходящему строго юридически, действия федеральных войск правомочны — жители джамаатов властям не подчиняются, оружие сдавать не желают, вводят нормы шариата, не предусмотренные российской конституцией. Если же исходить из политической целесообразности, то очевидно, что со сложными, комплексными проблемами социально-экономического и этноконфессионального характера невозможно справиться только полицейскими мерами. Полицейские акции (а отнюдь не уничтожение деревень под корень) могут быть только частью широкого комплекса операций. С лидерами джамаатов необходимо было вести переговоры, определять границы самоуправления, сферы применения норм шариата, механизмы взаимодействия с местными и республиканскими властями. Нужно было способствовать экономическому развитию горных регионов, разрабатывать механизмы прямого финансирования населения этих регионов, а не направлять средства в бюджет Дагестана, где они доходят до кого угодно, только не до обнищавшей молодежи. Однако возможности эти, похоже, уже упущены. Опыт Ближнего Востока показывает, что группы религиозных экстремистов к власти, как правило, не приходят, однако в течение десятилетий могут быть мощным дестабилизирующим фактором. Когда традиционный ислам разрушен и ваххабизму, строго говоря, ничего, кроме обычного консерватизма, не противостоит, последствия могут быть особенно серьезны. Вообще говоря, прямую опасность для стабильности Северного Кавказа сейчас представляют не “ваххабиты” сами по себе, а политики, использующие их в качестве пробивной силы, и официальные власти, безграмотно борющиеся с явлением, сути которого они не понимают. Так как и то и другое — явления вполне объективные, сценарии, предполагающие урегулирование конфликта, представляются неправдоподобными. Некомпетентность, безответственность, глупость и экстремизм вошли в резонанс. Россия влезла в новую войну. Похоже, надолго.
|