Чеченцы —древний кавказский народ с устоявшимися родовыми (тей-повыми) традициями. Тейп — это группа, сообщество людей, объединенных на принципах родства или землячества, отличающееся определенными традициями и нормами, составляющими основу кавказского менталитета. Тейп представляет нечто большее, чем чисто родственные отношения, он сохраняет черты этнокультурной самостоятельности. Тейповые отношения, основанные на паритетных началах кровной мести и семейно-кланового единства, исстари защищали традиционные ценности и противостояли экспансии внешних сил. Острота и сложность чеченской проблемы во многом вызваны особенностями исторического прошлого чеченского народа, специфическими чертами сохранившихся до настоящего времени элементов патриархального тейпового устройства, непосредственно влияющих на формирование современного чеченского менталитета. Территория нынешней Чечни была заселена еще в эпоху палеолита. Основой хозяйствования были скотоводство и земледелие, общественный строй — первобытнообщинный. Наличие у этих племен развитой металлургии меди, а затем железа свидетельствует о значительном уровне их социально-экономического развития, а также об их связях со Скифией, Закавказьем и Передней Азией. В раннем средневековье большинство равнинных и часть предгорных районов Чечни входили в раннефеодальное государство Аланию. В горах обитали прямые предки чеченцев и ингушей — племя нохчо. Тот период жизни племени характеризовался интенсивным разложением первобытнообщинного строя. В XIII веке Чечня, как и весь Кавказ, подверглась опустошительным нашествиям монголо-татар, в конце XIV века сюда вторглись войска Тимура. Низкий уровень развития производительных сил способствовал сохранению в течение длительного времени пережитков первобытнообщинного строя. После Х века в Чечню из Грузии стало проникать христианство, с конца XVI века из Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине XIX века стал господствующей религией. В начале XVIII века за племенем нохчо утвердилось название «чеченцы» (от аула Чечен). Чеченцы и близкие к ним ингуши в прошлом составляли единыйвай-нахский народ. До начала XVIII века вайнахи проживали в основном в изолированных друг от друга горных ущельях и долинах, поэтому у них сравнительно поздно сформировалось общенациональное самосознание. Равнинная часть современной Чечни к тому времени была мало заселена. В течение нескольких веков, прошедших после монголо-татарского нашествия, она контролировалась тюркоязычными племенами, ведущими кочевой и полукочевой образ жизни. До этого там жили аланы — ближайшие предки осетин. С начала XVI века в ряде местностей Чеченской равнины, на склонах Терского хребта и вдоль Терека стали расселяться русские казаки, которые к середине века образовали там самостоятельные поселения. Эти земли находились в непосредственном владении кабардинских князей, которые были принятыпо их же просьбе в русское подданство при царе Иване Грозном. Они хотели укрыться за спиной Руси от нашествий со стороны крымских турок и татар. Начиная с 1555 года русские войска регулярно предпринимали боевые операции на этом направлении, защищая Северный Кавказ от нашествий со стороны турецкого султана и крымского хана. Тогда же на реке Сунже была построена первая русская крепость Тарки (1559 г.). Русских, таким образом, с полным основанием причисляют к коренному населению этих мест. В 1722 году, во время персидского похода, в Чечне побывал Петр I. С этого времени у чеченцев и ингушей, особенно живущих на равнинах, начались культурные и экономические связи с Россией. Переселяясь с гор на равнины, чеченцы начали с начала XVIII века вступать с русскими в общение, по преимуществу мирное. Первоначально переселение чеченцев на равнинные земли происходило с разрешения контролировавших этот процесс российских властей. Все переселенцы становились подданными России. Русский царь отказал чеченцам, равно как и кабардинцам с дагестанцами, в образовании своего государственного устройства, что отрицательно сказалось на социальном развитии этого региона. В середине XVIII века в чеченском обществе произошла своего рода антифеодальная революция. Власть от потомственных правителей, мелких князей, которые зачастую не были чеченцами, перешла к старейшинам тейпов. У части чеченцев вновь стали проявляться родоплеменные обычаи, подталкивающие их на захват уже занятых другими народностями земель, совершение грабительских набегов на соседей и использование рабовладения. Впоследствии колониальная политика царизма вызвала рост национально-освободительной борьбы на Северном Кавказе, которую в 1775 году возглавил чеченец Ушурма, получивший затем от османских правителей титул и имя шейха Мансура. Вооруженное сопротивление администрации и войскам Российской империи оказывал шейх Мансур в основном в горных районах Чечни при широкой поддержке Османской империи. Удивительно, что в условиях, когда Россия была отвлечена от Кавказа войнами со Швецией и Турцией и временно покинула южные берега Терека, чеченские старейшины в 1781 году добровольно приняли подданство России. Их не смутило даже активное продвижение в этот период Российской империи на Кавказ и в Закавказье. В 1784 году была возведена Владикавказская крепость. К началу XIX века на значительной части Чечни была восстановлена мирная жизнь. Тлеющие угольки недовольства воинствующих чеченских горцев утверждением российской государственности на Северном Кавказе вновь вспыхнули в 1817 году — началасьКавказская война. Тактика горцев определялась исходя из преимущественно партизанского характера их действий. Внезапными налетами на казачьи разъезды и обозы российских войск чеченцы препятствовали созданию системы крепостей и застав, которые в это время возводили русские войска; захватывали пленных и добычу. Эти действия напоминали борьбу американских индейцев с европейскими переселенцами. На северо-восточном Кавказе командиром отдельного Кавказского корпуса генералом А. П. Ермоловым в этом же году было положено начало строительству Сунженской укрепленной линии, отрезавшей у чеченцев, по его выражению, «лучшую половину хлебной земли, которую они уже не будут иметь труда возделывать». При Ермолове впервые была введена система рубки лесов и постепенное проникновение в глубину чеченских земель. Прорубать эти просеки заставляли самих чеченцев. Для быстрого отражения нападений горцев создавались специальные подвижные резервы. Одна за другой были возведены продолжавшие Сунженскую линию крепости: Грозная — в 1818 году, Внезапная — в кумыкских степях, в 1819 году (преградила чеченцам путь к нижнему Тереку и Дагестану), и Бурная — в 1821 году (теперь Махачкала). К концу русско-турецкой войны 1828-1829 годов вся территория Закавказья от Черного до Каспийского моря стала российским владением. Но сам Кавказский хребет с прилегающими к нему труднодоступными горными районами служил природным барьером на пути к новым провинциям. Его мусульманское население — горцы Чечни, Дагестана и Адыгеи — было ярым противником какой бы то ни было власти. Этому их обязывало исламское учение мюридизма, которое внушало горцам, что «...мусульманин должен быть свободным человеком». Христиан же можно было держать в рабстве, что широко и практиковалось. Используя учение мюридизма, исламское духовенство Кавказа призывало к «священной войне» (газавату) против «неверных» (русских), пришедших на Кавказ. Трудности с укреплением российского военного присутствия в Чечне потребовали привлечения дополнительных группировок российских войск— они поступали из центральной России под командование нового царского ставленника в Чечне генерала Г. В. Розена. В результате крупных экспедиций царских войск, предпринятых в Чечне генералом Розеном в 1831 году, отряды Гази-Магомеда, под властью которого к этому времени оказались значительные территории Северного Кавказа, были оттеснены в горный Дагестан. При этом в местах наиболее яростного сопротивления горцев войска Розена жестоко подавляли их, иногда сжигая целые чеченские поселения. Из-за великих потерь и недостатка продовольствия генерал Фези от имени главнокомандующего 3 июля 1837 года, в период пребывания государя императора Николая I на Кавказе, заключил с имамом Шамилем, возглавившим к этому времени горцев, перемирие и вышел из оккупированных районов. Это по сути являлось поражением российских войск. Но главнокомандующий Г. В. Розен был заменен Е. А. Головиным, и вновь началось активное строительство крепостей на Северном Кавказе. Перемирие с имамом было недолгим. Вынудив русских отказаться от военных действий и завоевав поддержку горцев, Шамиль снова начал предпринимать нападения на российские гарнизоны. Тогда по приказу Головина генерал П. X. Граббе со своей армией повел решительное наступление на горные области Дагестана, где скрывался Шамиль. В июне 1839 года имам был загнан в свою укрепленную и неприступную резиденцию — крепость Ахульго. Четыре дня, с 25 по 28 июня, велась подготовка к штурму. Тем не менее первая попытка штурма Ахульго была неудачной. Лишь 5 июля, после мощного артиллерийского обстрела, в ночном штурме русским солдатам удалось взять крепость. При этом было убито более двух тысяч горцев и почти все сподвижники Шамиля. Сам он был ранен, но с остатками мюридов под прикрытием ночи через горы ушел в Чечню. После этого на Восточном Кавказе наблюдался подъем боевого духа чеченцев. Потерпев поражение на реке Валерик, они ушли в Дагестан к Шамилю. Далее последовала целая серия поражений Кавказского корпуса. Шамиль, собрав значительные силы, повел наступление, отбивая у русских одно за другим чеченские селения и быстро расширяя границы своего имамата. Важно отметить, что обладавший по законам шариата безусловным правом на жизнь каждого горца, имам Шамиль зачастую силой объединял под свою власть многочисленные кавказские народности, создавая шаг за шагом исламское государство. По его указанию, как верховного судьи имамата, и по действующим тогда законам за неверность и непослушание сжигались порой целые аулы. За связь с русскими военными казнили, хотя русские войска передавали нуждающимся продовольствие, оказывали медицинскую помощь. Замена в 1842 году кавказского главнокомандующего Головина генералом Нейгардом и подкрепление Кавказского корпуса свежими силами дали возможность на некоторое время остановить горцев. Но через год, набрав армию в 20 тысяч всадников, Шамиль снова развернул наступление. Он захватил большую часть Дагестана, выбил русские войска из Аварии и к 1844 году расширил свои владения более чем вдвое. Основным источником пополнения казны имама являлась добыча, взятая наибами Шамиля — воинами ислама — во время набегов на соседние аулы, когда захватывались пленные, угонялся скот. Пленные считались у горцев рабами и были вынуждены исполнять самую тяжелую работу. Каждый пленник составлял собственность того, кем он был пленен. Отсутствие успеха русских войск на Северном Кавказе требовало принятия решительных мер. А. П. Ермолов предлагал царю назначить кавказским главнокомандующим прославленного в Турецкой войне генерала Н. Н. Муравьева, но государь поставил наместником Кавказа М. С. Воронцова, который сразу же в 1845 году сумел потеснить Шамиля и даже захватил и разрушил его резиденцию — аул Дарго. За это генерал сам чуть было не поплатился жизнью, с трудом вырвавшись из окружения и потеряв при этом всю свою артиллерию, обоз и три с половиной тысячи солдат и офицеров. С этого момента в Чечне вновь стали придерживаться испытанной ермоловской тактики, благодаря которой русские войска постепенно вытесняли горцев из Чечни в горный Дагестан. У повстанцев сложилось тяжелое положение. Отрезанные от плодородных земель Восточного Кавказа, они начали голодать. К тому же горцы испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов. В этих условиях Шамиль обратился за помощью к турецкому султану. Из-за моря к нему тайно стало поступать оружие. В это время на южных границах назревали события, толкавшие Россию к войне с Турцией. И когда начались военные действия, Шамиль предпринял попытку соединиться с турецкой армией в Грузии, но при прорыве Лезгинской линии у Закаталы потерпел неудачу. После нескольких попыток ему удалось прорвать Лезгинскую линию в Кахети и захватить Цинандали. За активную помощь туркам в военных действиях против русских султан присвоил ему звание генералиссимуса. В 1854 году англо-французская армия заняла Анапу и намеревалась захватить весь Кавказ. Турецкие войска Омер-паши, подготовленные английскими военными инструкторами, повели наступление на Тифлис.. Генерал М. С. Воронцов в такой ситуации не годился на роль главнокомандующего. Император Николай I вынужден был согласиться с предложением Ермолова и пригласить к себе Н. Н. Муравьева. Царь лично просил его принять командование Кавказским корпусом. Приехав на Кавказ в 1855 году, тот сумел собрать все внутренние резервы края для нанесения решительного удара по туркам, не требуя выделения дополнительных средств из казны. Огромную роль сыграла дипломатическая тактика Муравьева — она дала возможность держать имама в бездействии весь остаток войны. Шамиль, благодаря возвращению сына, служившего ранее офицером в русской армии, несколько изменил свою позицию. Между русскими и горцами начались пограничные мирные встречи, где в процессе контактов с воинами Шамиля, при обмене товарами закреплялись дружественные отношения и связи. К завершению Крымской войны численность Кавказской армии была доведена до 200 тысяч человек. Началось решительное наступление на горные районы Чечни с прочным закреплением занятых территорий. Шамиль вновь был оттеснен войсками генерала Евдокимова в горные районы Дагестана и, отрезанный от Чечни, лишен продовольственной базы. Среди горцев начался голод. Под контролем русской армии районы Дагестана постепенно стали превращаться в мирные поселения, и только имам, отступая все дальше в горы с остатками верных мюридов, продолжал оказывать сопротивление. 1 июля 1859 года русские войска выбили Шамиля из аула Ведено, и с оставшимися своими четырьмя сотнями приверженцев он бежал в свое последнее убежище — укрепленное селение Гуниб, расположенное на высокой горе. Следующая страница>>
|